Белый слон, или красотка?
"Я хочу под ветром яростным
Плыть, плыть,
плыть на судне парусном! -
Право, нравятся мне очень мало
Корабли без парусов.
Может быть, они удобнее
И во многом бесподобнее,
Но всё равно они подобны странным
Капитанам без усов!"
Новелла Матвеева
Однажды, в теплый августовский вечер, сидя на веранде яхт-клуба хорватского города Пула и нежась в лучах заходящего солнца, я сделал одно интересное наблюдение.
В марину зашла и уже начала швартоваться необыкновенной красоты парусная яхта. Это была 80-ти футовая WALLY, стильная и дорогая «красотка», построенная примерно за восемь валютных миллионов.
Лодка, выполненная в футуристическом стиле с обилием композита и дорогих «фенечек», вызвала всеобщее восхищение, и у тех, кто хорошо разбирается в яхтенном деле и у тех, кто способен по достоинству оценить красоту этой дорогой игрушки.
Тут же собрался народ - зеваки с набережной и яхтсмены. Мой друг Шурик, большой фанатик всего, что ходит под парусом, бывающий на всех крупных европейских Бот-Шоу, побрёл на свою яхту за камерой. Просто для собственного удовольствия он начал методично снимать во всех ракурсах глянцевую бежево-оранжевую «красотку» с симпатичным названием «TIKETITOO» . Народец видимо только ждал «официального» открытия фото-сессии и дружно, не мешая друг другу, занялся тем же.
Двумя часами позже, оглашая марину густым дизельным басом, завершала швартовку еще одна яхта – моторная, итальянской постройки, примерно тех же размеров.
Прибытие большого «белого слона» вызвало ажиотаж только среди туристов прогуливающихся по набережной, а вот яхтсмены сей факт оставили без внимания. «Бритиш», с которым я пил пиво в баре, владелец 55-ти футового парусника, по поводу моего недоумения высказался в том смысле, что удивляться нечему - важно, не, сколько ты потратил, главное, как ты потратил свои деньги. При одинаковой стоимости обоих судов, их владельцы стоят на разных ступенях ментального развития. Этот - «Бритиш» указал на WALLY, давно уже всем всё доказал и теперь, возможно пытается доказать что-то самому себе, может быть даже участвует в регатах.
Спорим, оживился мой собеседник, у них даже часы разные! У «моториста» золотой Ролекс, а у «парусника» стильный «швейцарец», классической формы из белого золота. Проверять мы естественно не стали, но разговор этот заставил меня задуматься о психологической природе формирования нашего Российского яхтенного флота.Все довольно просто! Уродливое, на первый взгляд, смещение акцентов в сторону покупки больших моторных судов, лишь один из показателей очередного этапа нашего развития, как класса предпринимателей, на фоне отсутствия сильных яхтенных традиций.
Обладание большой моторной яхтой сейчас, да еще в регионе не очень подходящем для подобных судов это - как малиновый пиджак, который был моден в начале 90-х и стал в определенном смысле показателем эпохи и символом класса зарабатывающих людей. Трудно было ожидать тогда от людей проявления вкуса, стиля и, если хотите традиций, если вчера у них были только комплексы и проблемы, а сегодня появились деньги или власть, иногда и то и другое одновременно, причем на фоне сохранения комплексов. Ничего страшного в этом нет. Малиновые пиджаки прожили не очень длинную, но яркую жизнь и исчезли, слегка продлив свой век, зацепившись за провинцию. Так же, как исчезли броские золотые цепи на руках и теперь, большинству тех, кто носил их в 90-х, надо заплатить, чтобы они стали носить их снова.
Мы идем по своей эволюционной лесенке всего лет пятнадцать, идем в гораздо более высоком темпе, чем те, кто служат сегодня для нас ориентиром. Я имею в виду, прежде всего европейское сообщество, которое я, кстати, абсолютно не идеализирую, его многовековые традиции, не только яхтенные, но и в чисто человеческом смысле. На самом деле психология и базовые человеческие ценности у нас общие и лишь отчасти формируются по национальному или географическому принципам. Наш известный соотечественник г-н Абрамович строит новую, и конечно в соответствии со своими личными традициями, моторную, яхту. Я не испытываю к нему неприязни, скорее наоборот, восхищаюсь им как предпринимателем и администратором. Едва ли его эпатаж достоин осуждения, ведь трудно ожидать иного от мальчика из провинциальной семьи, взлетевшего так высоко и так быстро. Газон надо стричь в течение трехсот лет каждый день, тогда он станет английским! Учитывая близость нашего соотечественника к британскому истеблишменту, его знакомство с королевской семьей, количество принадлежащих ему моторных яхт, берусь предположить, что следующая яхта будет парусником.
Он, наконец, поменяет свой малиновый пиджак на стильный темно-синий костюм. Как сказал товарищ Шилов из культового боевика 70-х «Свой среди чужих, чужой среди своих» - «это брат - диалектика!»
Интернет с нами лет двадцать, двигатель внутреннего сгорания чуть больше ста, парус остается с нами уже многие тысячелетия, продолжая радовать, не претерпевая принципиальных метаморфоз. Он даже возвращается в коммерческий флот. Ветер, господа, пока никто не отменял, его невозможно беспечно растратить в отличие от запасов энергоносителей. Нам остается лишь однажды «повернуться лицом к морю»
Алексей Никулин